Коэффициент уплотнения асфальта
Коэффициент уплотнения асфальта — это показатель, который показывает качество асфальтового покрытия. Коэффициент уплотнения входит в перечень ключевых характеристик, указывающих на уровень качества АБС. Его можно представить в виде такой формулировки: сбалансированная пропорция между показателями плотности изучаемого образца и переформованных кернов. Полученный критерий должен соответствовать положениям нормативного регламента или же асфальт признают некачественным, из-за чего объект будет невозможно сдать в эксплуатацию.
Уплотнение асфальта — это один из самых важных этапов укладки асфальта. Уплотнение асфальта дорожным катком или виброплитой прямо влияет на качество и надежность асфальтобетонного покрытия. Чем лучше уплотнение, тем выше срок службы дорожного покрытия.
Каким должен быть коэффициент уплотнения асфальта по ГОСТу
Тип асфальтобетонной смеси | Норма коэффициента |
Холодная смесь | 0,98 и выше |
Горячая смесь типа В | 0,98 и выше |
Горячая смесь типа А и Б | 0,99 и выше |
Как определяют коэффициент уплотнения асфальта
Для получения корректного значения данного показателя необходимо вырубать или высверлить 4-5 кернов, взятых из трех различных мест. Лучше брать пробы, как минимум за 1000 мм до края дорожного полотна.
Горячий асфальтобетон берут на пробу в течение 72 часов с момента его укладки. При исследовании остывшего покрытия образцы можно извлекать в течение 720 часов. После взятия образцов обязательно нужно очистить от загрязнений различного происхождения.
Основываясь на особенностях смеси, специалисты подбирают образцы с четко обозначенным минимумом в плане габаритов и веса. Если размеры менее установленного требования, достоверность испытаний не будет достигнута. В таком случае, мероприятие придется повторять.
Из собранных материалов выделяют три образца, которые станут предметом исследовательской деятельности. В ГОСТ четко прописан регламент по проведению экспертных работ, при этом в документе установлена норма коэфф. уплотнения для асфальта разного вида.
Порядок определения коэффициента уплотнения АБС:
-
Просушивание образцов до обретения ими стабильного состояния.
-
Охлаждение кернов и развешивание их на открытом воздухе.
-
Определение фактического уровня плотности материалов.
-
Получение среднего показателя за счет исследования трех образцов.
-
Размещение кернов в термические емкости, где образцы разогреваются до температуры, указанной в ГОСТ для конкретной разновидности АБ.
-
Измельчение кернов и размещение их в заранее созданные формы.
-
Уплотнение материалов в условиях давления 40 Мпа на прессовом оборудовании.
-
Замер полученной высоты.
-
Горячие образцы трамбуются при помощи вибрационного оборудования, после чего повторяется уплотнение с использованием пресса.
-
Получение показателя стандартной плотности переформированных кернов.
Итоговое значение получается после того, как рассчитаны показатели фактической плотности образцов и стандартная плотность переформированных проб. Для этого существующий показатель делят на стандартный параметр. В результате формируется коэффициент уплотнения асфальта.
Когда полученное значение удовлетворяет требования действующих нормативов, исследуемый асфальт признается качественным. Если коэффициент уплотнения АБ не набрал заданный стандартами минимум, то его укатка выполнена неверно.
Для чего необходим коэффициент уплотнения асфальта
В целях высокоточной оценки уровня уплотнения АБС и проверка качества дорожного покрытия в целом выполняется определение коэффициента уплотнения асфальта. Если данный параметр удовлетворяет требования нормативных актов, дорогу сдают в эксплуатацию.
Кроме коэффициента уплотнения определяют коэффициент насыщения водой, оказывающий влияние на уровень качества АБС. Перед сдачей дороги в использование нужно определить оба значения, при этом важно достигать соответствия заданных стандартов качества.
Водонасыщение может варьироваться в соответствии с уровнем пористости и плотности, ведь эти параметры указывают на потенциал АБС в сфере противодействия проникновению влаги. Высокое значение коэффициента уплотнения указывает на аналогичные показатели в плане пористости, но пористость будет намного ниже. Получается, что у коэффициентов насыщения водой и уплотнения наблюдается корреляция.
Как состав смеси влияет на уплотнение
Некоторые производственные материалы обладают высокой твердостью. В результате создается асфальтная смесь, которая предназначена для возведения дорог с высоким и стабильным уровнем давления.
Например, по федеральным трассам постоянно ездят грузовики. Соответственно, покрытие на дороге должно быть прочным. Поэтому используют щебеночно-мастичную смесь, в составе которой есть горные породы.
Чтобы сохранить высокий коэфф. уплотнения, нужно укладывать покрытие в течение долгого времени, при этом потребуются тяжелые технические средства специального назначения.
Какую спецтехнику используют для уплотнения асфальта
В целях достижения высокого значения коэффициента уплотнения, применяют спецтехнику и оборудование. Подходящие средства выбирают для каждой ситуации в отдельном порядке. Если каток выбран некорректно, то уплотнение будет некачественным или же новое полотно получит деформацию.
Катки различают по таким признакам:
-
Способ перемещения.
-
Вес оборудования.
-
Разновидность и численность вальцов.
-
Методика воздействия на покрытие.
Если каток выбран правильно, высокое значение коэффициента уплотнения асфальта достигается быстро. При работе с небольшими площадками можно применять спецтехнику, если применение катка невозможно или нецелесообразно.
Надежное выполнение работ по укладке асфальта обеспечат трамбовки, виброплиты и ручные катки. Если обрабатывается небольшой периметр компактным оборудованием, работы выполняют в спиралевидном направлении, когда оператор перемещается от краев к центру. Когда спецтехника перестала оставлять следы на покрытии, трамбовка считается завершенной.
Подведем итоги
Коэффициент уплотнения дает возможность определить насколько качественно выполнено асфальтирование и достаточно ли укатано покрытие при асфальтировке. Вычисляют этот коэффициент в специальной лаборатории после окончания работ по укладке асфальта. Это делается для того, чтобы получить разрешение на использование нового дорожного покрытия.
Если по итогам исследований коэффициент уплотнения равен значениям ГОСТ, то дорога будет введена в эксплуатацию, если же коэффициент будет ниже допустимого, то использовать дорогу будет запрещено.
Комментариев пока нет